Темы диссертации
- Кандидатской
Теоретическое и экспериментальное исследование интеллектуальных эмоций
- Докторской
Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности
Научные интересы
- Компьютерное моделирование ситуаций для психологического эксперимента в об-ласти психологии мышления, мотивации и эмоциональной регуляции деятельности. Компьютерное моделирование сложных ситуаций, в частности, в области предпринимательства и менеджмента для исследования стратегического мышления пред-принимателей и менеджеров.
- Диагностика типа и уровня самоуправления человека в сложных ситуациях. Созда-ние и адаптация инструментов диагностики. В частности, адаптация к русской популяции батареи методов диагностики самоуправления, разработанной в лаборатории проф. Ю.Куля (Германия).
- Исследование мотивационной и эмоциональной регуляции мышления при взаимо-действии человека со сложными системами, представленными в форме компьютерных моделей.
Научная деятельность
Разработка исследовательского проекта «Индивидуально-психологические различия в мотивационной и эмоциональной регуляции мыслительной деятельности при решении сложных проблем».
Разработка исследовательского проекта «Личностно обусловленные различия в мотивационной и эмоциональной регуляции мышления при решении сложных проблем». Совместно с немецкими коллегами — проф. др. Д.Дернер (университет Бамберг), проф. др. Ю.Куль (университет Оснабрюк).
Деятельность
- 1970-1972 — мл. научный сотрудник факультета психологии МГУ, кафедра общей психологии.(зав. кафедрой проф. А.Н.Леонтьев), лаборатория психологии мышления (зав. лабораторией проф. О.К.Тихомиров)
- 1972-1977 — мл. научных сотрудник, Институт психологии АН СССР, лаборатория «Проблем автоматизации умственного труда» (зав. лабораторией проф. О.К.Тихомиров).
- 1977-1989 — ассистент, факультет психологии МГУ им М.В.Ломоносова, кафедра общей психологии.
- 1980-1981 — стипендиат DAAD (немецкая служба академических обменов) — 10 месяцев, Рурский университет, г. Бохум, ФРГ, институт психологии, кафедра общей психологии и психологии развития (зав. кафедрой проф. Х.Хекхаузен).
- 1989-1999 — доцент, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра общей психологии.
- 1991.10-12 — приглашение в качестве гостя-исследователя в проектную группу когнитивной антропологии Общества Макса Планка (3 месяца, ФРГ). Приглашение служило цели подготовки и проведения совместного исследовательского проекта в области «решения сложных проблем», университет Бамберг, кафедра психологии II (зав. кафедрой проф. Д.Дернер).
- 1993.10-12 — стипендиат DAAD (немецкая служба академических обменов (3 месяца), университет Оснабрюк, кафедра дифференциальной психологии и исследо-вания личности (зав. кафедрой проф. Ю.Куль), совместное исследование в области мотивационной регуляции мышления.
- 1994.10-12 — стипендиат DFG (немецкое исследовательское общество, 3 месяца), университет Оснабрюк, кафедра дифференциальной психологии и исследования личности (зав. кафедрой проф. Ю.Куль), продолжение совместного исследования в области личностно обусловленных различий в мотивацион-ной и эмоциональной регуляции мышления при решении сложных проблем
- 1999.09 — профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
Основные публикации
Монографии, главы в книгах:
- К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. — С. 100-142 (в соавт. с В.А.Тереховым).
- История и современное состояние проблемы интеллектуальных эмоций и чувств // «Искусственный интеллект» и психология. — М.: Наука, 1976.- С. 133-175.
- Соотношение процессов целеобразования и интеллектуальных эмоций в ходе решения мыслительных задач // Психологические механизмы целеобразования. — М.: Наука, 1977. — С. 68-95.
- Эмоции и мышление. — М.: Изд-во Московского университета, 1980. — С. 3-192 (в соавт. с В.Л.Поплужным, О.К.Тихомировым).
- Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во Московского университета, 1991. — С. 3-144 (в соавт. с М.Ш.Магомед-Эминовым).
- Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии (Школа А.Н.Леонтьева). — М. Смысл, 1999. С. 191-234 (в соавт. с О.К.Тихомировым, Ю.Д.Бабаевой, Н.Б.Березанской, А.Е.Войскунским).